27.06.2022
ГРУППОВОЙ СБОР – ВРЕМЯ И МЕСТО ФОРМИРОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
Ребёнок – это деятель. Через действия он получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действуя всё более уверенно, каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен.
В этом смысле групповой сбор в детском саду – время и место
обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.
В настоящее время в целом достигнуто понимание того, что
ключевые компетентности не могут быть сформированы только на каком-то определённом этапе образования, например в старших классах школы или вузе, так как процесс формирования личности непрерывен и начинается задолго до её вступления в школьную жизнь. Более того, компетентности не могут быть приобретены только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей, степени они формируются в неформальном образовании.
Для детей дошкольного возраста неформальное (преобладающее) образование – это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, в творческих и других видах деятельности.
Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей.
Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений:
– компетенция – круг полномочий, прав, то есть категория,
определяющая вид деятельности;
– компетентность – способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная.
Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка,
его склонности, способности к тому или иному виду деятельности,
что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.
Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фак-
там проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности
действий в типично детских видах деятельности.
Коммуникативная компетентность – возможность понимать
речь других, стремление сделать понятной свою речь
Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли,
учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями.
Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших
и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Человек тем более понятен и
убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих
свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие коммуникативной компетентности.
Деятельностная компетентность – способность поставить
цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими;
Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего
мира и культуры происходит не только посредством общения со
взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте
с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого
окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных
действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится
частью внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает
деятельность, а деятельность строится по своим канонам – в ней есть
цель, средства и материалы, план действий, результат. Деятельность
может быть эффективной, результативной и бесполезной.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.06.2022
Дата обновления: 27.06.2022
Дата публикации: 27.06.2022