31.05.2022
«От чего надо защищать
детей: три шага, чтобы рассказать
родителям про информационную
безопасность»
Всемирный день защиты детей 1 июня
ежегодно привлекает внимание общественности к разным видам опасности, которая
окружает современных детей. Однако обеспечивать детям безопасность нужно на протяжении
всего их детства. Педагоги и родители должны делать это совместно. При этом
родители часто не знают всех тонкостей детской психики и не задумываются об
информационной безопасности дошкольников. Важно объяснить им, что это такое,
почему она не менее важна, чем физическая безопасность и как родители могут
защитить своих детей.
1 шаг- мотивируйте родителей
обеспечивать информационную безопасность детей.
Чтобы родители уделяли внимание информационной
безопасности дошкольников, нужно
мотивировать их к этому. Для это важно рассказать им об информационных угрозах
и привести конкретные примеры последствий влияния опасной информации на
здоровье и развитие детей.
Например:
Папа смотрел по
телевизору остросюжетный боевик с
возрастным ограничением 16+. К нему зашла дочка шести лет после того, как
наигралась с игрушками. Папе хотелось дождаться развязки фильма, потом он
предложил дочке немного посидеть и поиграть рядом с ним. В фильме началась
жестокая сцена с кровопролитием, которую
сопровождала громкая музыка. Девочка оторвалась от игры и просмотрела сцену
фильма. Спустя некоторое время родители заметили, что у нее повысилась
тревожность девочка стала плохо спать в детском саду и дома.
Для начала можно разместить на
консультационных стендах информационный листок или памятку для родителей. Важно
объяснить, что и зрелищные мероприятия, и то, что транслируется в СМИ, и книги,
и игрушки могут быть небезопасны для развития ребенка и его психоэмоционального
состояния.
Дискуссионный клуб для родителей поможет
стимулировать их самообразование по вопросам информационной безопасности. Он
может работать как в очном, так и в дистанционном формате; как для родителей
внутри одной группы, так и для всех желающих родителей воспитанников детского
сада.
На встречах дискуссионного клуба
обсуждайте с родителями проблемы влияния информационной среды на детей, возможности
семьи и детского сада обеспечить информационную безопасность дошкольников. Модераторами
встреч могут быть педагог-психолог или социальный педагог.
2 шаг - предложите родителям форматы для
взаимодействия.
Узнайте у родителей, какие аспекты информационной
безопасности им интересы. Обсудите, в каком формате им было бы удобнее получать
информацию от педагогов и специалистов детского сада: круглый стол, тренинг,
креативные игры, мозговой штурм, игровое моделирование.
На встречах с родителями анализируйте
проблемные ситуации и решайте педагогические задачи. Для разнообразия
предлагайте двигательные, игровые, рисуночные упражнения проективного характера,
управляемое игровое взаимодействие. Уделяйте внимание мотивам детского
поведения, обсуждайте примеры из личной практики семейного воспитания.
Консультации и практикумы
педагога-психолога и социального педагога также будут полезны родителям. Чтобы
привлечь их на встречу со специалистами, объясните, что на самостоятельный
поиск аналогичной информации в открытых источниках им придется потратить больше
времени, чем на консультацию.
Кроме того, здесь они получат актуальную
и проверенную информацию. Запланируйте совместно со специалистами детского сада
семинар для родителей на основе методики «Саммит
позитивных перемен».
Он позволит обсудить, как создать безопасную информационную среду дома и в детском
саду и разработать совместный план действий взрослых участников образовательных
отношений. Метод показал свою эффективность в бизнес-компаниях, так как
строится на основе работы с проблемами через позитив и преимущества от их
решения. План-конспект семинара о том, как обеспечить информационную безопасность
детей .
3 шаг- расскажите родителям, как следить за безопасной инфосредой
дома.
Поручите воспитателям или специалистам
объяснить родителям, как оценивать информационную безопасность печатной, аудио-
и видеопродукции, зрелищных мероприятий, материалов СМИ. Предложите родителям
карточки с критериями оценки информационной безопасности.
Подготовьте консультационный материал
для родителей о различных программах родительского контроля на гаджетах. Они не
позволят детям случайно попасть на небезопасные сайты, а родителям дадут
возможность контролировать время, которое ребенок проводит в сети. Дополните
консультационный материал информацией от педагога-психолога, как обсуждать с
детьми правила информационной безопасности и почему самому ребенку не стоит
пытаться обходить запреты.
Например.
Некоторые дети уже
в дошкольном возрасте задают «каверзные» вопросы о том, откуда берутся дети, и подобные.
Молчание
родителей заставляет детей искать ответы в других источниках информации. Чтобы этого
избежать, родителям стоит осторожно и дозированно удовлетворять интерес ребенка.
Если родитель чувствует, что ребенку рано знать то, о чем он спрашивает, надо
объяснить ему, что ответ на этот вопрос может напугать или травмировать ребенка,
что ему нужно еще немного подрасти. Стоит осторожно поинтересоваться, почему
ребенок задался непростым вопросом: возможно небезопасную информацию «принес»
другой ребенок в группе, или родители проглядели небезопасный контент сами.
Объясните родителям, что даже если фильмы, которые не предназначены для дошкольников,
идут фоном, дети считывают и запоминают небезопасную
информацию. Если родителям сложно
изолировать ребенка от просмотра недетских передач, например семья проживает в
однокомнатной квартире, то они должны стараться не акцентировать внимание
ребенка, не высказывать при нем мнение или обсуждать, если у него возникли
вопросы об увиденном.
Например.
Ребенок смотрит
с родителями новости. Показывают сюжет о том, что молодой человек убил свою девушку
из ревности. Фраза от родителя о том, что «девушка сама виновата и довела парня»
оправдает насилие и убийство в глазах ребенка. В перспективе, если подобные
высказывания будут повторяться и не будут осуждаться родителями, ребенок может
стать как жестоким, так и тревожным. Восприятие насилия как нормы и страх ему
подвергнуться могут привести к неврозу во взрослой жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.05.2022
Дата обновления: 31.05.2022
Дата публикации: 31.05.2022